Философия
Меню сайта
Статистика

  После визита к Ше-гуну Конфуций со спутниками возвратился в Вей. Последнее пребытие в Вей было ознаменовано выдвижением концепции чжен мин (исправление(упорядочение) имен) . Этим он хотел подчеркнуть необходимость периодических преобразований, как залог оздоровления общественных нравов. Краткий смысл концепции заключалась в том, чтобы человек в государстве соответствовал своему месту в нем.

  Особое внимание к этой концепции объяснялось внутриполитической ситуацией в Вей, где власть была получена незаконно и Чу-гун, незаконный правитель Вей, чтобы укрепить власть попытался привлечь на должность главного советника Конфуция. Жажда претворения в жизнь своего Учения и принцип чжен мин составили дилемму для Учителя и он предпочел Единство в своем Учение и демонстративно отказался от должности, сохранив верность Учению. После этого он занялся преподавательской деятельностью.

  Через пять лет ему предложили вернуться в родное Лу (видимо, за него хлопотали его ученики, занявшие высокие посты в Лу) . За год до этого скончалась его жена.

  В соответствие с тем, что Конфуций говорил о своей жизни("лишь в 60 я научился отличать правду от неправды") он вернулся в Лу более опытным человеком, чем когда он покинул его. Он объяснил нежелание пользоваться Дао-Путем, нерадивостью чиновников. Он предложил государю Лу "возвеличить прямых над кривыми чиновниками", и, когда государь и его приближенные являют собой пример следования традиций, то и народ становится вернопреданным и становится на путь самосовершенствования. Советы Учителя были выслушаны, но, как и ожидалось никаких практических шагов не последовало. Но Конфуций и не ожидал иного.

  Конфуций занялся преподаванием. Преподавание он проводил в школах, набор в которые проводился по принципу ю цзяо у лей(не различая происхождение) . "Кун-цзы учил четырем вещам: вень-письменным памятникам, синдействиям в жизни, чжун- преданность учению и синь-правдивость".

 В последние годы жизни он также написал летопись "Чунь-цю" и отредактировал Шесть Канонов, вошедших в классику китайской культуры и сильным образом повлияли на национальный характер китайцев.

     В 482 г. до н.э. скончался его сын, а в 481 г. до н.э. -самый любимый ученик Цзы Лу. Эти беды ускорили смерть Учителя и у себя в доме, в постели, не вставая, 7 дней, он скончался в 479 г. до н.э. на 73 году жизни.

   Учителя похоронили у реки Сышуй. В его могилу положили и вещи Учителя. Это место стало местом паломничества и самым священным местом в Китае более чем на 2000 лет...   Учение Конфуция о государстве.

  Учение Конфуция не содержит главы, специально посвященной устройству государства, как нет разделов о человеке, либо об обществе. Конфуцианскую модель приходится реконструировать по отдельным суждениям. Его понимание государственного устройства еще более ценно потому, что он сам был на государственной службе и как мы это уже видели служба эта была успешной. Но Конфуций не видит государство в отдельности от общества и единичного человека. Все его Учение в этой области взаимосвязано. Некоторые его высказывания носят иносказательный характер и, поэтому, не могут быть восприняты однозначно. Это может исказить суть Учения, как она была искажалась китайской бюрократией на протяжение многих веков.

  Согласно разработанной Конфуцием схемы государственного устройства управление государством и обществом базировалось на ли("правилах") им он предавал большое значение.

 Правила по сути устанавливали морально-этические основы жизни человека, общество и государства в целом. Значение ли весьма объемно. Сюда входят и Жень ("человеколюбие") и прежде всего любовь к ближнему, сяо сыновья почтительность, уважение к старшим и подчинение им, честность и искренность; постоянное стремление к внутреннему совершенству, вежливость и др. Причем жан (вежливости) он считал важным элементом в государственном управление. "Учитель сказал: "Можно ли управлять с помощью вежливости не возникнут ли трудности? Но если не придерживаться вежливости в управление, то будут ли существовать правила?! ". Вежливость по-сути означала верность ритуалам и на политическом уровне служила своего рода политической культурой. Почтение к старшим и любовь к ближнему в равной степени относилось как к семье в отдельности, так и к государству в целом, где правитель становился главой "семейства". Идея заключалась в том, чтобы ввести древнекитайские традиции в рамки государственного закона. Но закон тот должен был быть условным, потому что мы знаем как Конфуций относился к фа цзя (легистам) , выступавшим за насаждение закона силой. В своем Учение Конфуций большое значение возлагал на внутрисемейные отношения. "Если наставлять народ путем введения правления, основанного на законе, поддерживать порядок угрозами, то народ станет боятся наказаний и потеряет чувство стыда. Если наставлять народ введением правления, основанного на использование правил, то в народе появится стыд и он станет послушным. "   Для того, чтобы создать правила, которые бы оставались жизнеспособными в течение долгого времени Конфуций предлагал использовать принцип "хе" (гармония, борьба противоположностей) . "Правила надо создавать через достижение единство через разногласия".


Философия © 2008