Нелегкий физический труд закалил Цю приучил к невзгодам. Хотя судьба и нанесла ему ряд тяжких ударов в детстве и юности, она как бы компенсировала умом, отменным здоровьем и силой. " Кун-цзы был высотой в девять чи и шесть цуней (
1.91 м) , все звали его верзилой. Юноша увлеченно занимается самообразованием в надежде, что со временем знания смогут прокормить его и помогут в служебной карьере.
В 6-5 веках до н.э. образованным в Китае считался тот, кто в совершенстве владел "шестью искусствами" (лю и) : выполнять ритуалы, понимать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей, читать и считать. В царстве Лу, претендовавший на духовное верховенство в стране, этим "искусствам" придавалась особая значимость.
В 19 лет Конфуций берет в жены девушку из семьи Ци, проживавшей в царстве его предков-Сун, что без благосклонности луских аристократов вряд ли было возможно.
Через год после женитьбы у Конфуция родился сын. Луский правитель Чжаогун видимо в память о заслугах Шу Лянхе, послал Конфуцию со слугой крупного карпа - символ благо пожелания юной семье. Сына по этому назвали Бо Юй (юй - рыба, бо - старший из братьев) . Он рассчитывал иметь еще детей, но судьба распорядилась иначе.
Конфуций поступил на службу в дом Цзи - один из наиболее знатных и влиятельных аристократических родов царства Лу. Вначале он ведал амбарами (сказалось, видимо, его умение считать и вести деловые книги) , затем стадами, принадлежавшими Цзи.
В каком возрасте (20 или 26-27 лет) начал служить Конфуций и сколь долго длилась эта служба, неизвестно.
В древних трактатах значительно большее внимание уделено одной из характерных черт молодого Конфуция - он не только не стеснялся спрашивать о том, чего не знал, но и домогался исчерпывающего ответа. Он также интересовался государственным устройством как Лу, так и других государств. Источники показывают, что он преуспел в изучение ли(правил поведения) .
Зрелость
Размышляя на склоне лет о пройденном пути и как бы подводя итог прожитому, Конфуций разделил свою жизнь на несколько периодов: "Учитель сказал: "В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок я освободился от сомнений. В пятьдесят я познал Волю Неба. В шестьдесят научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала. " Но к тридцати годам он встал на ноги не только в материальном смысле, но и в духовном.
К тридцати годам у него уже была заложена всех будущих начинаний мудреца. "Этот фундамент сыграл ключевую, определяющую роль во всей дальнейшей жизни Конфуция - его общение с людьми". Конфуций освоил достижения древнекитайской письменной культуры, что позволило в будущем приступить к составлению "Книги истории" (Шу цзина) , "Книги стихов" (Ши цзина) , "Книги перемен" (И цзина) , "Весны и осени" (Чунь-цу) , "Книги о ритуалах" (Ли цзи) , "Книги и музыке" (Юе цзи) . Начиная с ханьского периода(2 в. до н.э. - 2 в. н.э.) эти памятники обрели статус канонической литературы, став в дальнейшем несущей конструкцией всей китайской культуры.
К тридцати годам созрели основные этико-философские концепции будущего учения Конфуция.
1. Концепция жень ("гуманность", "человеколюбие") и ли ("правила", "этикет") . Ли провозглашалось высшим проявлением жень. Эти два компонента отражали воззрения Конфуция на государственное устройство и социальную организацию общества.
2. Суть второй концепции - "быть преданным, (честным) сановником, почитать правителей". Она охватывала целый комплекс проблем, связанных с системой управления и прежде всего с нормами взаимоотношения главы государства и чиновничества.
3. Третья концепция известна как "следование среднему пути" (чжун юн) или "учение о середине", которым Конфуций предостерегает от увлечения крайностями.
4. Рассуждая о проблеме власти, Конфуций считал, что все дела должны решаться на основе принципа справедливости, т.е., по существу соединил воедино такие отдаленные понятия, как "власть" и "справедливость".
5. Пятая концепция касается отношения человека к той вере, которую он исповедует: " Будь непреклоненно верен нашему учению, старательно овладевай им; рискуя жизнью, оберегай его". Куан Ямин отмечает, что вся дальнейшая жизнь Конфуция явилась наглядным примером непрелонной приверженности этой доктрине.
6. К этому времени сформировались его начальные представления о Воле Неба, пока еще непоследовательно выразившие его критическое отношение к повсеместно распространенной тогда вере в духов.