Философия
Меню сайта
Статистика

     Одно из основных противоречий кантовской философии состояло в том, что в ней достаточно ясно осознавалась генетическая связь между  бескорыстием и девальвацией корысти в критических ситуациях и в то же время  предполагалось,   что  мораль  могла возникнуть из религии и внутри религии (вопрос о происхождении морали был тождествен   для Канта развитие христианства из иудаизма) .

     Но мораль не могла созреть внутри религии именно  потому, что религия маскирует отчаянность критических ситуаций, ограждает своих приверженцев от столкновений с  "ничто",   с  "миром без будущего". Застраховывая от отчаяния, она застраховывает и от кризиса расчетливости.

     При всех  своих противоречиях моральная концепция Канта в основных ее разделах более всего созвучна этике стоицизма.   На первый взгляд это может показаться странным. В самом деле, откуда бы взяться стоическим настроением  в  самом  конце  XVIII столетия, в эпоху ожиданий и надежд,   предреволюционного оживления и веры в торжество разума?

     Основные произведения  Канта,   в которых изложены его моральное учение,   - "Критика практического разума" и "Религия в пределах только  разума"  -  появились соответственно в 1788 и 1793 гг. между этими временными отметками лежала Великая французская революция.

     Этическое учение Канта проникнуто  ощущением  трагичности революции, выступившим  сперва  как предчувствие,   а потом как горькое сознание о происходящем и совершившимся. В то же время кантовская философия не только далека от пессимизма,   овладевшего после якобинского террора и термидора теми,   кто был одушевлен надеждами  Просвещения,   но  и  прямо  враждебна  этому пессимизму. Подлинный пафос кантовской этики - пафос  стоической личной  верности просветительским идеалам верности даже вопреки истории,   которая их дискредитировала. Посрамлены были не сами  идеи  личной  независимости,   справедливости и достоинства человека, а лишь надежды построить общество, основывающееся на этих идеях.

     После поражения революции  сохранять  верность  просветительским идеалам можно было,   лишь решительно отвергая утопизм и наивный прогрессизм,   с которым они были слиты  в  идеологии XVIII века.   Именно  это  и  определило  отношение Канта к философской проповеди Просвещения.   Он стремится  показать,   что как откровение  самого  разума она неоспорима;  ее непреложную обязательность для всякого разумного существа не  может  отменить никакой   общественный  опыт,   никакие  "уроки  истории".

Вместе с тем Кант  решительно  выступает  против  натуралистически прогрессистского духа просветительской идеологии, против свойственной ей веры в скорое торжество разума, против изображения идеального  состояния  общества в качестве некой скрытой "природы людей",   которой "суждено" одержать верх над  несоответствующими ей формами общежития,   против изображения обязанностей индивида в качестве его  "разумных  потребностей",   моральных требований - в качестве "подлинных интересов" и т.д.

     Вместе с тем кантовская критика прогрессизма с самого начала была  ослаблена  его провиденциалистским представлением о том, что человеческое сообщество в бесконечно далеком  будущем (вероятнее всего, уже "за пределами земной истории") достигнет при содействии творца состояния "морального миропорядка".

     Либеральное кантианство  второй половины XIX века,   стремившееся к  тому,   чтобы  придать  этике   Канта   "безусловно светский характер", поставило во главу угла именно то, что было наиболее тесно связано с его религиозным образом  мышления, - упование  на царство справедливости в финале истории.   Этика Канта стала называться концепцией "бесконечно удаленного социального идеала",   делающей ставку на временную беспредельность человеческого бытия. "Научная" и "светская" интерпретация кантовского морального учения обернулась,   иными словами, научным и светским перетолкованием постулата о бессмертии души.

     Мне кажется,   что главным в кантовской философии является как раз противоположная установка - стремление  (пусть  не  до конца осуществленное) различить  должное  (безусловно-обязательное для личности) и  долженствующее иметь место в будущем (особое измерение сущего) .

     В этом смысле понимаемое морального действия исключительно как  действия  во имя будущего (самоограничение в настоящий момент ради выгоды в перспективе,   несправедливости сегодня во имя справедливости завтра,   попрание личного достоинства в интересах будущего,   где оно будет уважаться) есть, с точки зрения Канта,   моральность в границах расчетливости и корысти. Он искал такую этическую концепцию, которая приводила бы к одному знаменателю и циничный практицизм,   далекий от всякой внутренней ориентации на идеал, и прогрессистский фанатизм. Эта двуединая критико-полемическая  направленность объясняет своеобразие кантовской  моральной  доктрины,   связывающей  антиисторицистскую стоическую  преданность  безусловному  и пафос бескорыстия, идею верности нравственному закону и идею духовной автономии личности.


Философия © 2008