Часть армейских полков и казенных крестьян согнали в военные поселения. Они не только снабжали себя, ведя сельскохозяйственные работы, но и в любой момент должны были быть готовыми подавить народное возмущение. Помещики стали расширять барскую запашку за счет крестьянских земель, увеличили оброчные и другие повинности.
Первые тайные общества
В 1816 году в Петербурге возникла небольшая, строго конспиративная организация-"Союз спасения". Инициаторы - офицеры, участники войны 1812 года: Александр Муравьев, Сергей Трубецкой, Никита Муравьев, Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, Иван Якушкин. В том же году были приняты в Общество Павел Пестель, Михаил Лунин и Федор Глинка.
Осенью 1817 года в нем появились Евгений Оболенский и Иван Пущин. Целью Союза спасения, или Общества истинных и верных сынов Отечества, как он стал называться с принятием устава, было уничтожение самодержавия, введение конституции и ликвидация крепостного права. Собрания членов Тайного общества не были спокойными заседаниями.
В раскаленной атмосфере, в борьбе мнений решались вопросы, которые в Росси впервые ставились ими же. Горячие споры велись о структуре самой тайной организации, ее уставе. Союз спасения стал ядром более многочисленной организации-Союза благоденствия, образованного в Москве в 1818 году. Программу нового Общества было решено составить в двух частях. Первая- по цвету обложки ее называли "Зеленой книгой"-определяла сферы общественной деятельности, которые предстояло избрать каждому члену Тайного общества. Принимаемых в Общество из конспиративных соображений знакомили сперва только с первой частью, которая не ставила открыто требований отмены крепостного права и насильственной ликвидации абсолютизма: "... распространение между соотечественниками истинных правил нравственности и просвещения, споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия, к коей она своим Творцом предназначеня". Менее верноподданнические мысли были изложены во второй части программы. Вот как пишет о Союзе благоденствия один из полицейских агентов(М. К. Грибовский член руководящего органа Союза благоденствия-Коренного совета) : "В 1814 году, когда русские войска вступили в Париж, множество офицеров приняты были в масоны и свели связи с приверженцами разных тайных обществ.
Последствием сего было, что они напитались гибельным духом партий, привыкли болтать то, чего не понимают, и из слепого подражания получили не наклонность, но, лучше сказать, страсть заводить подобные тайные общества у себя.... Явная цель сих мнимых свободномыслящих (либеральных) , точнее, своевольномыслящих, была введение конституции или, собственно, такого образа правления, под которым своеволие ничем не было бы удерживаемо, а пылким страстям, неограниченному честолюбию, желанию блистать предоставлена была бы полная воля. Разумеется, что вместе с тем надеясь занять высшие места в правительстве и, не опасаясь потерь(потому что не имели ничего) , воспользоваться выгодами переворота.... Лета, развлечения, занятия и переходы по службе охладили и развлекли многих; заведенные меж них тайные общества рушились; сохранившееся же долее прочих, и с которым некоторые слились, было общество под названием Союза благоденствия....
Главные правила относились к попечению об усовершенствование наук, художеств, всех ветвей государственного хозяйства, судопроизводства и пр. Первым шагом почиталось: освобождение крестьян, к чему каждый член был обязываем, и распространение училищ взаимного обучения.
Общество с нетерпением ожидало, что в Пруссии последует насильственный перелом правления, после чего Польша не замедлила бы тому последовать, и таким образом надеялись подать руку севера беспокойному югу. "По завершению следствия по делу декабристов Николаю I был представлен документ, озаглавленный: "Краткое описание различных тайных обществ, коих действительное или мнимое существование обнаружено следственною комиссиею". В нем в частности написано: "В 1816 году Александр Муравьев, Никита Муравьев и князь Сергей Трубецкой, узнав в бытность свою в Германии во время походов 1813-го, 1814-го и 1815-го годов о существовавших там тайных обществах с политической целью, вздумали завести в России нечто подобное.... Устав оного был сочинен Пестелем. Общество разделялось на три степени: братий, мужей и бояр; из сей третьей, высшей, степени избирались ежемесячно старейшины: Председатель, Блюститель, Секретарь; для принятия назначались торжественные обряды; желающий вступить в общество давал клятву сохранять в тайне все, что ему откроют, если оно будет и несогласно сего мнением; по вступлении давал он другую клятву; сверх того каждая степень и даже старейшины имели свою особенную присягу.
Целию составления сего общества было с самого начала изменение государственных установлений в России; но к достижению оной еще средства не предназначались, члены обязывались только подвизаться для пользы отечества, способствовать всему полезному, если не содействием, то хотя изъявлением одобрения, стараться пресекая злоупотребления, оглашая предосудительные поступки недостойных общей доверенности чиновников, особенно же стараться усиливать общество приобретением новых надежных членов, разведав прежде о их способностях и нравственных свойствах.... Общество сие, по несогласию основателей с вновь приглашенными членами, не одобрявшими устав Союза, не имело успехов и вскоре (те с конца 1817-го или в начале 1818 года) изменило свое образование, приняв новое имя-Союза благоденствия.... " В начале 1820-х годов вспыхнули революции в Италии, Греции, Португалии. Поднялась на борьбу за независимость Латинская Америка. 1 января 1820 года восстали Астурийский и Испанский батальоны на юго-западе Испании.