Философия
Меню сайта
Статистика

Разрабатывая данную  тему,   Кант  выступил против основной для его времени формы сциентизма против научных обоснований идеи существования бога  и идеи бессмертия души (занятия,   которому предавались не одни только теологи) .   "Критика чистого разума" обнаруживала, что эти обоснования не отвечают требованиям теоретической доказательности, что, будучи развернуты честно, они приводят к  высшим  проявлениям неопределенности - антиномиям, метафизическим альтернативам.

     Несколько лет спустя Кант в работе "Критика практического разума" показал, что развитая личность нуждается только в знании, а  не в опеке знания,   ибо относительно "цели" и "смысла" она уже обладает внутренним ориентиром -  "моральном законом  в  нас".

     Обосновывая нравственную самостоятельность человека, Кант решительно отметает  вульгарный  постулат  о  непременной "целесообразности" ("практичности")   человеческого  поведения.   В произведениях самого Канта понятие "практический" имеет особый смысл, глубоко отличный от того, который обычно вкладывается в слова "практика" и "практицизм".   Под "практическим действием" Кант подразумевает не производящую деятельность,   всегда имеющую  в  виду некоторый  целесообразный  результат,   а   просто  поступок,  то есть любое событие,   вытекающее из  человеческого решения и  умысла.   Это  такое  проявление человеческой активности, которое вовсе не обязано имеет  некоторое  "положительное", предметное завершение (скажем,   возведение здания, получение новой формулы,   написание книги  и  т.д.)   "Практическое действие" в  кантовском  смысле  может  состоять и в отрицании практического действия в обычном смысле  (например,   в  отказе стоить дом  известного  назначения или писать книгу известного содержания) . Человек совершает поступок и тогда,   когда он уклоняется от какого-либо действия,   остается в стороне. Примеры подобного самоотстранения  подчас  вызывают не меньше восхищение, чем образцы  самого  вдохновенного  творчества  и  самого усердного труда. Люди прославляли себя не только произведениями рук и ума,   но и стойкостью,   с которой они отказывались от недостойного предприятия,   отказывались даже тогда,   когда оно выглядело увлекательным и соблазняло обилием творческих задач.

     Многие вещи,   любил  повторять  Кант,   способны возбудить удивление и восхищение,   но подлинное  уважение   вызывает  лишь человек, не изменивший чувству должного,   иными словами,   тот, для кого  существует невозможное:    кто  не  делает  того,   чего нельзя делать, и избирает себя для того, чего  нельзя не делать.

     Отказ и личная стойкость могут присутствовать и в практическом действии  в  обычном смысле слова.   Творческая деятельность сплошь и рядом включает их  в  качестве  самоограничения ради сознательно  выбранного  призвания.   Однако окончательный предметный продукт творчества нередко скрывает от нас,   что он был результатом человеческого поступка,   личного выбора, который означал отказ от чего-то другого, лишение, внутренний запрет; на  первый  план  в  этом продукте выступает игра способностей, усердие,   выносливость и т.д.   В фактах  отречения  от действия структура  поступка в его отличии от простого делания выявления выявляется гораздо нагляднее.

     Своеобразие второй  "Критики" Канта с самого начала определялось тем,   что  "практическое  действие"  категорически  и бескомпромиссно противопоставлялось в ней благоразумно-практическому действию  (действию,   ориентированному  на  успех,   на счастье, на  выживание,   на  эмпирическую  целесообразность  и т.д.) и иллюстрировалось именно  примерами  уклонения  от  недостойного дела.   Соответственно интеллектуальная способность, на которую опирается "чистое практическое действие", оказалась глубоко отличной  от  того  интеллектуального орудия,   которым пользуется "практик".   Если последний полагается на  "теоретический разум"  как на средство исчисления целесообразности или успеха, то субъект "практического действия" исходит из показаний разума, непосредственно  усматривающего безусловную невозможность определенных решений и вытекающих из них событий.

     Отсюда следовал  важный  вывод  о независимости структуры подлинного человеческого поступка от состояния способности человека познавать.   Человек  оставался  бы  верен своему долгу (своему сознанию безусловной невозможности совершать - или  не совершать - определенные поступки) , даже если бы он вообще ничего не мог знать об  объективных  перспективах  развертывания своей жизненной  ситуации.

     За царством неопределенностей и  альтернатив,   в  которое вводила "Критика чистого разума",   открывалось царство ясности и простоты - самодовлеющий мир  личного убеждения . "Критическая философия" требовала   осознания  ограниченности человеческого знания (а оно ограниченно научно достоверным  знанием) ,   чтобы освободить место для чисто моральной ориентации, для доверия к безусловным нравственным очевидностям.

     Сам Кант,   однако, формулировал основное содержание своей философии несколько иначе.   "Я должен был устранить знание,   писал он, - чтобы получить место для веры".

     На мой взгляд,   этот часто упоминаемый афоризм из второго предисловия к "Критике чистого разума" представляет собой пример лаконичного,   но  неадекватного  философского  самоотчета.


Философия © 2008