Философия
Меню сайта
Статистика

Эта привычка переживает саму веру в сверхъестественное  и продолжает существовать в головах людей,   которые уже не могут серьезно относится ни к персонажам религиозных мифологий, ни к чудотворцам, гадалкам,   предсказателям. Запрос на прорицания и чудеса предъявляется теперь самой науке. От нее ждут в принципе (по  типу  знания)   того же,   чего прежде ждали от мистики, астрологии и черной магии,   то есть свидетельств  "возможности невероятного", утешительных провозвестий,   рекомендаций, которые избавляли бы от опасностей личного выбора и  т.д.   Перенос на научное исследование гносеологических ожиданий, развившихся внутри оккультного  и  религиозного  мировоззрения,   образует основу идеологии   сциентизма  (веры в науку как в человеческого пастыря) .

     Стихийно складывающиеся сциентистские установки массового сознания находят поддержку  в  максималистских  концепциях, выдвигаемых философией науки,   а иногда и самими учеными,   - в теоретическом сциентизме.

     Зародившийся в  недрах просветительской идеологии и получивший развитие в позитивизме Конта,   Гексли, Лестера Ф. Уорда и некоторых  современных западных философов теоретический сциентизм признает науку решающей силой прогресса,   новым демиургом, орудиями  которого постепенно делаются социальная организация и составляющие ее индивиды.   Предполагается, что соображения каждого человека к пониманию того, что вопросами, по которым еще нет теоретической инструкции,   вообще не следует задаваться: всякую  проблему,   не  подлежащую компетенции науки, люди должны считать "псевдопроблемой". Лишь после того как они расправятся с неустранимой субъективностью своих личных забот, тревог и ожиданий,   будет достигнуто  состояние  эпистемологической святости и блаженства,   когда на всякий вопрос найдется готовый научный ответ и всякое дело станет затеваться на основании предсказания об его успешности.

     Нетрудно заметить, что программа теоретического сциентизма и  ожидания сциентизма стихийного,   с одной стороны,   резко противоречат друг другу,   с одной стороны - находятся в удивительном созвучии.   Оба признают,   что наука должна быть пастырем, а люди паствой; оба полагают, что индивидуальная проблема только тогда  проблема,   когда есть надежда удовлетворить ее с помощью готового знания; оба желают, чтобы решения и выбор человека непременно  опирались на надежные познавательные гарантии.

     Ложное единство наука и обыденного сознания в рамках сциентистской идеологии может быть разрушено лишь в  том  случае, если наука откажется от мессианизма, а обыденное сознание примет познавательную ситуацию,   с которой на деле сталкивает его научное исследование.   Последнее предполагает готовность человека действовать на свой страх и риск, поступать определенно в условиях неясности,   когда во внешнем мире недостает необходимых целевых ориентиров.

     Но откуда может взяться подобная готовность?

     Человек обладает способностью "не впадать в поведенческую неопределенность перед лицом познавательных неопределенностей", потому что в нем самом,   как индивиде,   есть своего  рода  гироскоп, оси которого сохраняют свое постоянное направление при любых изменениях внешнего смыслового контекста жизни.   Это  моральное сознание,    устойчивые внутренние убеждения, выкованные в самых крутых переделках истории. Наука,   свободная от сциентистских предрассудков, предполагает наличие в индивиде этого сознания и, более того, апеллирует к нему.

      ГЛАВА II. ВОПРОС О ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ НАУКИ И НРАВСТВЕННОСТИ

     Факт, что наука есть разрушительница фиктивного всезнания (что научное знание одновременно является безжалостным осознанием границ познавательных достоверностей) и что условием сохранения этой интеллектуальной честности является  нравственная самостоятельность людей, к которым наука обращена, был глубоко понят в философии Иммануила Канта.   Кант  как-то  назвал  свое учение "подлинным   просвещением".   Его  суть  (в  отличие  от "просвещения наивного") он видел в том,   чтобы не только  вырвать человека  из-под  власти традиционных суеверных надежд на силу теоретического разума,   от веры в разрешимость  рассудком любой проблемы, вырастающей из обстоятельств человеческой жизни. И прежде всего Кант требовал,   чтобы "теоретический разум" (разум, каким  он реализуется в науке) сам не давал повода для этих надежд и этой веры.

     Кантовское учение о границах теоретического разума (в отличие от скептического агностицизма Д. Юма) было направлено  не против исследовательской  дерзости ученого,   а против его необоснованных претензий на пророчества и руководство личными решениями людей.   Вопрос  о границах достоверного знания был для Канта не только методологической,   но  и  этической  проблемой (проблемой "дисциплины разума",   которая удерживала бы науку и ученых от сциентистского самомнения) .   "Что  темперамент,   а также талант... -  писал Кант в "Критике чистого разума", - нуждаются в некоторых отношениях в дисциплине, с этим всякий легко согласится. Но мысль, что разум, который, собственно, обязан предписывать свою дисциплину,   может,   конечно,   показаться странной; и в самом деле он до сих пор избегал такого унижения именно потому, что, видя торжественность и серьезную осанку, с какой он выступает,   никто не подозревал, что он легкомысленно играет порождениями  воображения  вместо  понятий  и   словами вместо вещей". (*)      Типичной формой подобной игры Кант считал попытки  "научного" построения  разного рода всеобщих регулятивов,   которые могли бы направлять человека в его коренных жизненных  выборах.


Философия © 2008