Философия
Меню сайта
Статистика

     Купец имеет  все  основания предъявить страннику иск:   "Я верил, что у меня 1000 монет, ты отнял эту веру; возьми обратно свой  подарок  и  верни  уверенность,   которая помогала мне жить! " На это странник вынужден будет ответить: "Я не знаю, как это сделать. Я еще не умею изготовлять золото так быстро, чтобы полностью возместить твои фальшивые монеты подлинными,   и я не умею  превращать  разоблаченную иллюзию в иллюзию,   которая еще не разоблачена".

     Объем разрушенных иллюзий всегда на много превышает объем тех достоверностей и реальных возможностей,   которые  наука  в данный момент  доставляет.   Мало того,   разрушительная работа, которую наука производит по отношению  к  уже  существовавшему донаучному знанию,   обычно оказывается тем большей, чем значительнее ее созидательный конструктивный  вклад  в человеческие представления о мире. Чтобы конкретнее понять эту зависимость, важно учесть, что нет никакого предустановленного соответствия между проблемами,   заботами,   чаяниями,   стоящими  на переднем плане обыденного сознания (являющимися для людей  первоочередными) , и теми проблемами, которые раньше всего решаются наукой (становятся первоочередными по имманентной логики развития научного знания) .   Испокон веков первейшей потребностью человека была легко добываемая пища. Отсюда вечное чаяние дешевого (дарового) хлеба,   которому  соответствовали религиозные обетования, выраженные в легенде о "манне небесной",   о "многих тысячах накормленных  пятью хлебами" и т.д.   Однако от возможности радикального научного  вмешательства  в  производство  пищевых продуктов, которое повело бы к резкому их удешевлению, общество еще и сегодня стоит далеко.   Практическая история науки начинается не с вопроса о хлебе, а с вопроса о механизмах и двигателях - с обоснования технической цивилизации.

     Возможно, люди пожертвовали бы бесчисленными завоеваниями в этой цивилизации,   если бы взамен им предложили "три  чуда": препарат, излечивающий от всех болезней; предприятие, синтезирующее пищевые продукты из  неорганических  веществ;  и  метод обучения, гарантирующий полное развитие всех задатков ребенка.

Но именно эти ближайшие для самого  человека  чаяния  являются для науки наиболее отдаленными и трудноосуществимыми.

     Научное исследование непременно дает  ответы  на  жизненно-практические вопросы,   однако  до поры до времени не на те, которые связаны с первичными потребностями индивидуального существования и  с фиктивного обеспечения которых начинала донаучная техника "воздействия на реальность" (заклинание, молитва и т.д.) .

     Но существует сфера,   в которой  "рассогласование"  между наукой и  обыденным  сознанием является еще более значительным (строго говоря,   абсолютным) . Это сфера индивидуальных жизненных решений и выборов. Из поколения в поколение миллионы людей в неповторимо-личном контексте  повседневного  опыта  задаются вопросом следующего типа: "Умру ли я от этой болезни или выживу? ", "Стоит ли мне жениться на этой женщине? ",   "Следует ли в данном случае  возбуждать уголовное дело? " и т.д.   На подобные вопросы (а в определенные моменты жизни они  целиком  занимают человека и часто доводятся им до философски значимых альтернатив) научное исследование никогда не сможет дать ответа.   И не из-за неповторимого содержания,   которое предполагается каждым из них.   Для науки неприемлема сама всеобщая форма  этих  вопросов, восходящая  к оккультному и религиозному мировоззрению, а именно:   "Какова моя судьба? " и "Стоит ли  мне  на  это  решаться? "      В первом случае невольно  предполагается,   что  жизненный путь человека  может  быть чем-то независимым от его свободных решений. Во втором выражается надежда на  то,   что  результаты еще не  принятого  решения (возможно,   оно и не будет принято) уже можно знать - "иметь перед глазами" - в  качестве  чего-то совершившегося. Отвечать на вопросы,   неявно включающие в себя это предположение и эту надежду, наука не имеет права. Потребность в  прорицании,   за  удовлетворением которой люди испокон веков обращались к гадалкам, предсказателям, астрологам и толкователям снов, наука не просто не может, но категорически отказывается удовлетворить.   Всякую попытку проведения она обличает как шарлатанство,   и место этого фиктивного знания, помогавшего человеку  бежать  от  собственной  свободы,   оставляет пустым.

     Тем самым наука,   как это ни парадоксально,   делает жизнь трудной именно для  благоразумного,   расчетливо-осмотрительного  человека,  ибо ставит его перед лицом неопределенности конкретных ситуаций  и  требует,   чтобы он принимал решение свободно, автономно, не дожидаясь ни земной, ни потусторонней подсказки.

     Итак, наука  несет человеку не только новые знания и возможности, но и впервые родившееся осознанное незнание -  понимание того,   что  существует  объективно  невозможные события, практически неразрешимые задачи,   неопределенные жизненные ситуации.

     Это вовсе не означает,  однако,   что осознанное  незнание сразу становится массовым достоянием.

     Обыденное сознание  уходит  своими  корнями  в  донаучный опыт; его  общая  структура  сложилась в эпохи,   когда человек чувствовал себя "паствой",   существом,   находящимся под опекой потусторонней силы,   для которой не существует ни неразрешимых задач, ни непредвидимых событий.   Из  сознания  подопечности, соответствовавшего определенным социально-историческим условиям, выросла привычка по всякому поводу запрашивать ответ,   который непременно имел бы форму наставления, провозвестия, предостережения (словом,   форму готового, как бы через откровение полученного знания) .


Философия © 2008