Философия
Меню сайта
Статистика

  Деятельность Конфуция-чиновника в Китае, досконально известная в Китае, рассматривается как неотъемлемая часть самого Учения, т.к. личный пример в нем играет решающее значение, тем более, если речь заходит о самом Конфуции.

   Данные о деятельности Конфуция на посту управляющего уезда Чжунду весьма лаконичны: "Прошел год с тех пор, как Дин-гун назначил Кун-цзы управляющим Чжунду и с четырех сторон все стали подражать ему". Во время своего правления Учитель использовал свое Учение. Он назначал людей на повинность, учитывая их физические способности, тем самым он внедрял принцип "и" (справедливости) в ведение государственных дел. Тем самым он улучшил моральный климат в народе: "исчезло воровство, большое внимание уделялось похоронным ритуалам". Конфуций в вверенной ему административной единице все земли поделил на равнинные, горные, заболоченные и холмистые. Это было сделано не по его прихоти, а по необходимости изменить налоговую систему на более справедливую. Неизвестно то количество территории, которая была в ведении Конфуция, но тем не менее деяния Кун-цзы вошли в народную память.

  В возрасте 52 года Конфуций был назначен на должность да сыкоу. Это был один из высших постов в чиновничьей иерархии, он  заведовал уголовными делами и политическими преступлениями. У него были, по сути, функции верховного прокурора. Это делало его ближайшим советником царя. Это также был высший и последний взлет его стремительной карьеры и на ней он пробыл около 3 лет. Он был очень активен на этом посту. За это время он проявил себя как умелый и опытный политик, знающий и ценящий ритуалы, как опытный советник правителя, как усмиритель вассалов, которые были непокорны своему правителю и как справедливый судья. Не всегда он полностью следовал букве своего Учения, хотя те случаи, когда он был чрезмерно жесток, исследователям кажутся неаутентичными. Во всяком случая он старался придерживаться Учению, но как это было сказано не всегда это было возможным, но, тем не менее, его называли "мужем без пороков" и враги и друзья.

   В общем его правление было довольно успешным и поэтому странен тот факт, что ему пришлось покинуть свой пост в самый расцвет своей карьеры. Из разных источников можно выделить разные интерпретации тех событий, но основным мотивом является то, что Конфуций был вынужден покинуть свой пост из-за того, что его хозяин, правитель царства Лу, поступил вразрез с основными этическими и ритуальными нормами, что и стало причиной отставки Конфуция.

Годы странствий

  У Конфуция не было вначале четко разработанного плана скитаний по царствам. Им владела одна лишь мысль - очень хотелось реализовать хотя бы основные разработки, связанные с его представлениями об истинном правлении. На пути его ждали неожиданные встречи, неприятности и теплые приемы.

   Конфуцию ко времени исходу из Лу ( 497 г. до н.э.) исполнилось 55 лет. Это был уже умудренный опытом мыслитель, уверенный, что его знания, частично реализованные в Лу, пригодятся правителю какого-нибудь государства.

   Сначала Учитель направился в Вей и пробыл там 10 месяцев. Но после анонимного доноса был вынужден покинуть Вей и направится в Чэнь. Но по дороге он был схвачен крестьянами, которые приняли его за притеснявшего их аристократа. Он держался с достоинством и вскоре был вызволен вейскими аристократами. Потом, не рискнув ехать в Цзинь, где недавно были казнены два мыслителя, он вернулся в Вей. Там к нему обращался за советами местный правитель. Но из-за дальнейших разногласий с ним был вынужден покинуть Вей. Он направился в Сун, а потом в Чэнь, где получил ничего не значащий пост и скромное жалование. Но вскоре из-за опасности, надвигающейся войны покинул Чэнь и направился на юг в Чу.

   По дороге произошел, эпизод раскрывающий видение Конфуция своего Учения. Он спросил у учеников по поводу того, что Учение пока не может реализоваться на практике "Почему мы оказались в столь безвыходном положение? " и также сказал "А не на неправильном ли пути? ". На это Цзы Гун ответил, что по его мнению "Учение чересчур сложно для восприятия простых людей, а для государственных мужей там слишком высокие требования, поэтому люди и не идут по Дао-Пути". И он предложил снизить требования, чтобы люди поняли и последовали за ним. Но Конфуций возразил, что Дао-Путь это больше чем набор требований для совершенного государственного мужа, а идти по нему значит совершенствовать свой дух и приближаться к Воле Неба. И не страшно, что люди не понимают всех его положений. Это высказывание подтверждает то, что Учитель придерживался идеализма, говоря о духовной субстанции Дао-Пути, вездесущей и первичной, как об идеале человеческого совершенства и его гармонии с природой.

  В Чу он провел несколько встреч  с первым советником Чу Шэ-гуном. Беседы эти касались быстрейшего достижения стабильности в государстве и обеспечения процветания страны. Признаком такого состояния государства Кун-цзы считает такое состояние, когда "ближние радуются, а дальние жаждали прийти".


Философия © 2008