Философия
Меню сайта
Статистика

  Нетрудно заметить, что большинство концепций было связано с проблемой управления государством и обществом. Это вполне отражало ситуацию в сложнейший переходный период в истории Китая и в социально-экономическом и в политическом плане.

  Конфуций ощущал веление времени и, когда он на склоне лет, подводя итоги своей жизни, сказал, что модель управления государством и обществом, модель человеческих взаимоотношений была им  в основном уже создана.

  Теперь надо было изложить ее правителю и изложить так, чтобы она ему понравилась. Это было трудно, т.к. можно было одновременно прогневать высшую аристократию. Он отлично понимал и не в впадал в уныние потому, что не "занимал высокого поста", и хотел совершенствоваться, чтобы доказать людям, что достоин его. Он пытался умерить нетерпение и начинает с малого открывает частную школу, где и проповедует свою модель управления.

  Среди учеников тридцатилетнего Конфуция уже на начальном этапе выделилелись своими знаниями Янь Лу, Цзэн Дянь, Цзы Лу и др. Наиболее преданным оказался Цзы Лу, прошагавший с ним весь жизненный путь и торжественно похоронивший Учителя с соблюдением всех этических норм.

  В 517 г. до н.э., в жизни Конфуция произошел крутой поворот. Потерпев поражение в борьбе с мощными аристократическими родами, правитель Лу Чжао-гун был вынужден был вынужден бежать в соседнее царство Ци. Конфуций не пожелал оставаться в охваченном беспорядками Лу и последовал за Чжао-гуном.

  Его давно влекло процветающие царство Ци. Правда, возможность сделать там карьеру во многом зависела от отношения крупнейшего политического деятеля Ци- Янь Ина, но Конфуций надеялся показать себя достойным соратником или оппонентом.

  На политическом небосклоне эпохи Чуньцю Янь Ин являл собой фигуру яркую и необычную. Став первым советником при циском царе Мин-гуне (581-554) , он сохранил эту должность при его сыне Чжуан-гуне(553- 548) и внуке Цзин-гуне (547-490) . В делах управления Янь Ин был наиболее последовательным и страстным приверженцем принципа "хе".

  Беглецы из Лу, наделенного обостренным чувством справедливости и уже немало повидавшего в жизни, не могло не поразить наличие у первого советника таких особо ценимых им качеств, как самостоятельность, простота, скромность, добропорядочность, отсутствие какого-либо намека на стяжательство и самое главное- подлинное уважение к уму, независимо от родословной и социального положения человека.

  Формируя впоследствии образ цзынь-цзы ("совершенномудрого") , Конфуций многое заимствовал у первого советника Ци, особенно его приверженность принципу "хе".

  В царстве Ци Конфуций прожил более двух лет, после чего вынужден был вновь вернуться в Лу. Со второй попытки ему удалось добиться аудиенции Цзин-гуна и высказав свои соображения, получил в кормление уезд Ниси. Но он видимо каким-то образом задел интересы крупной аристократии и поэтому нового повышения он никогда не увидел бы. Поэтому ему опять пришлось вернуться в Лу. В 37 лет находится в своем родном царстве. Начинается еще один период в его жизни, закончившийся в 501 году, когда Конфуций наконец получает долгожданную официальную должность. Этот 14-летний период скудно освещен в источниках. Сообщения о двух беседах видимо неаутентичны.

  Например, в одном эпизоде дело обстояло следующим образом. Ближайшие слуги семьи (вассалы) Цзи после бегства Чжао-гуна выступили против своего хозяина. Оба привлекали на свои стороны учеников Конфуция и оба пытались добиться расположения самого Учителя. Одному из них он вежливо отказал, а о желании сотрудничать с другим рассказал своему ученику Цзы Лу. Но тот упрекнул его в нарушение своих собственных принципов например "правитель должен быть правителем". Которым он пытался ограничить власть политиков достигших власть не праведным путем. Конфуций в конце концов отказал тому, кому сначала хотел довериться. И еще раз подкрепил свою философию еще одним. Он предложил концепцию, смысл которой заключался в том, что истинное (стабильное) правление может вестись только Сыном Неба, а  в случае же если оно исходит не от него, то власть утрачивается в течение нескольких поколений.

  Итак, отказавшись от службы у новоявленного царя, Конфуций с большой энергией приступил к редактированию древнекитайских памятников и занятиям со своими учениками, отдавая им все свое время: "Слуги слуг захватили власть в государстве, поэтому в царстве Лу все, начиная с дафу и ниже, стали допускаться нарушения и сошли с истинного Пути. Поэтому Конфуций отказался от службы, удалился на покой и сосредоточился на исправлении "Ши цзина", "Шу цзина", а также на разработке ритуала и на занятиях музыкой. Число учеников постоянно множилось, они приходили и из далеких мест, и не было среди них ни одного, кто бы не внимал бы его поучениям". Наконец его учение стало настолько известным, что на государственных экзаменах в 501 году его учение цитировал почти каждый абитуриент.

  Вскоре в конце того же 501 года до н.э. луский правитель Дин-гун(509-490 гг. до н.э.) назначил Конфуция начальником уезда Чжунду.

   На службе у правителя царства Лу.       В общей сложности Конфуций прослужил всего 4 года(501-497 гг. до н.э., последовательно поднимаясь по служебной лестнице. То был реальный шанс для Конфуция претворить в жизнь свое Учение, такой возможности у него уже не будет.


Философия © 2008