Философия
Меню сайта
Статистика

По всей Испании развернулось движение за восстановление конституции 1812 года. В России об этих событиях знали не только из газет: некоторые моряки-декабристы во время плаваний побывали у берегов революционной Испании и борющихся за независимость колоний Латинской Америки.

Декабрист М. Ф. Орлов впоследствии писал: "гишпанские происшествия, неаполитанская революция занимали большое место во всех разговоров". Стоявшие за республику заговорщики логически полагали в процессе "междоусобной войны" необходимость цареубийства. Эту миссию брал на себя Якушкин, говоривший, что никому не уступит этой чести. Соглашался стать цареубийцей и подпоручик Федор Шаховский.

В 1820 году в Тайном обществе активно обсуждаются темы республики, цареубийства и временного правительства. Обостряется внутренняя борьба. Новые планы вызывают недовольство умеренно настроенных членов. Некоторые из них выходят из состава Общества. Совместная деятельность разномыслящих становится невозможной. В 1821 году на Московском съезде Союза благоденствия было объявлено о прекращение деятельности Общества. Повлияло на это решение и восстание в Семеновском полку. Поводом для него послужила чудовищная жестокость нового полкового начальника Шварца. Но Александр I увидел в этом выступление следствие революционной пропаганды. Восстание было подавлено, а репрессии против свободомыслия усилились.

В 1821 году на юге, в Тульчине, образовалось Южное общество, следом за ним в Петербурге возникло Северное общество. Руководитель Южного общества П. И. Пестель назвал свой проект конституции для новой России "Русской правдой". "Русская правда" объявляла уничтожение самодержавия, крепостного права и провозглашала республику.

Предполагалось сохранение жесткой централизации. Противник тирании "зловластия", Пестель утверждал необходимость и закономерность революционной власти народа: "Народ российский не есть принадлежность какого-либо лица или семейства. Напротив того, правительство есть принадлежность народа, и оно учреждено для блага народного, а не народ существует для блага правительства".

Высшим законодательным органом по "Русской правде" являлось Народное вече, составленное из народных представителей. Избирательное право получали мужчины по достижении двадцатилетнего возраста. В России провозглашалась свобода слова, печати, вероисповедания. Сословия и социальные привилегии уничтожались, и утверждалось равенство всех граждан перед законом. Пестель считал необходимым полное освобождение крестьян с землей, без всякого выкупа. В своем аграрном проекте он объединил два противоречивых принципа: принцип общественной собственности и принцип буржуазной частной собственности. С одной стороны, утверждал: "земля есть собственность всего рода человеческого", с другой-признавал: "труды и работы суть источники собственности". Значит, тот, кто обработал землю, получает право на владение ею. Поэтому по "Русской правде" предполагалось разделить всю обрабатываемую землю на две части: одна, не подлежащая купле и продаже, станет общественной собственностью, другая-частной собственностью с правом ее купли и продажи. Общественный фонд должен был составиться из части казенных и части помещичьих земель.

Руководитель Северного общества Никита Муравьев создал свою конституцию на основе переработки западноевропейского и американского политического опыта в применение к русской действительности. В Конституции Муравьева сильнее, чем в "Русской правде" отразилась классовая, дворянская ограниченность автора, который представлял будущую Россию как конституционную монархию, созданную по федеративному принципу. Император оставался лишь "верховным чиновником" правительства, имеющим исполнительную власть, но реальные права его были достаточно велики. Так, при принятие новых законов Император имел право вето.

В проекте Муравьева также провозглашались буржуазные свободы и объявлялось об уничтожение крепостного права.

Но землю автор предполагал в основном оставить у помещиков, крестьяне получали в собственность лишь усадебный участок и по две десятины на двор в порядке общинного владения.

Конституция Муравьева не давала избирательных прав тем, кто не имел движимого или недвижимого имущества на 500 рублей.

Лицам, выбираемым на общественные должности, следовало иметь имущества на еще большую сумму.

В северном обществе этот проект не был, подобно "Русской правде", принят в качестве официальной программы.

Н. Муравьев постепенно лишался былого авторитета. Его бездеятельность, призывы к осторожности вызывают недовольство. Большинство членов Общества требуют конкретного дела, а не медленного воздействия на умы.

В конце 1823 года наиболее решительные заговорщики решили, по словам Оболенского, "дать правлению Общества сильнейшее действие и потому решили дабы вместо одного правителя выбрать трех".


Философия © 2008